14.06.2023 09:27
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 11001; сегодня: 2.

Пассажиропоток внутри страны обновил рекорд

Пассажиропоток внутри страны обновил рекорд

Количество пассажиров, летающих внутри России, стало рекордным в современной истории авиации. Растет доля межрегиональных рейсов в обход Москвы, особенно в Сибири. Однако полагать, что эта тенденция вызвана преимущественно закрытием международных направлений – ошибка. Рассказываем, почему так происходит и на что рассчитывать туристам и турбизнесу.

Внутрироссийскими рейсами в январе – апреле 2023 года воспользовались 22,5 млн пассажиров, что на 15,5% больше, чем за аналогичный период годом ранее. И на 6,6% больше предыдущего рекорда, установленного в 2021 году. Таким образом, пассажиропоток внутри страны обновил рекорд и стал самым активным в современной истории авиации.

За последнее десятилетие внутрироссийский пассажиропоток отечественных авиакомпаний увеличился в два раза. Например, если в январе-апреле 2013 года рейсами внутри страны воспользовались около 10 млн пассажиров, то за первые 4 месяца 2023 года их уже было 22,5 млн. «Провалы» случались только на фоне острой фазы кризиса авиаперезок в «ковидном» 2020 и в прошлом 2022 году. Такие данные приводит РБК со ссылкой на Росавиацию.

Темпы роста внутрироссийских авиаперевозок значительно снизились.

Несмотря на отдельные комментарии со стороны экспертного сообщества, утверждать, что пассажирские перевозки внутри страны показывают рост «из-за закрытия зарубежных направлений» в корне неверно. Достаточно посмотреть на темпы прироста этого показателя.

С 2017 по 2019 год внутрироссийский пассажиропоток вырос за отчетный период почти на четверть – с 16,3 до 20,3 млн пассажиров. С 2019 по 2021 год – всего на 4%. С 2021 по 2023 год – на 6,6% – с 21,1 до 22,5 млн пассажиров. То есть темпы прироста значительно замедлились. То есть новых пассажиров становится меньше и в абсолютных значениях.

Еще один пример – производственные показатели группы компаний «Аэрофлот». В совокупности внутренний пассажиропоток «Аэрофлота», «России» и «Победы» в среднем относительно стабилен на протяжении последних четырех лет. За январь – май 2023 года на внутренних линиях перевезено 13,3 млн пассажиров. За январь – май 2021 года - 12,1 млн пассажиров, а за первые 5 месяцев 2019 года - 12,3 млн пассажиров. То есть за 4 года внутренними рейсами группы компаний стали пользоваться всего на 8% больше пассажиров. Хотя до 2019 года этот показатель увеличивался, согласно отчетности авиакомпаний, на 7-13% в год.

Таким образом, как и рост внутреннего турпотока, о котором ранее говорил вице-президент АТОР, директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин, эта тенденция долгосрочна. То есть авиаперевозки внутри страны росли и до кризиса. Более того, росли они намного более активно.

Региональных рейсов становится больше, потому что меньше летают через Москву.

Действительно увеличивается объем авиаперевозок «в облет Москвы». Так, например, недавно авиакомпания S7 отчиталась, что рейсов из хаба в Новосибирске у нее стало больше, чем из Москвы. По данным РБК из столицы у перевозчика 45 маршрутов, 39 из них – по России, а из Новосибирска – 71 маршрут и 56 из них – внутренние. 

Также авиакомпания «Россия» объявила, что разлет из Петербурга по количеству направлений сравнялся с московским.

Эту тенденцию отражает и пассажиропоток базового для S7 аэропорта Толмачево. По прогнозам менеджмента авиаузла, в 2023 году там планируется обслужить 8,5 млн человек, что на 12% больше, чем в 2022 году. В свою очередь, в по итогам прошлого года услугами Толмачево воспользовались 7,5 млн человек, что на 12,2% превышает результат 2021 года.

В марте 2023 года Госкорпорация по ОрВД зафиксировала, что половина всех внутренних рейсов в России выполняется «в облет Москвы», что стало рекордом. В 2019 году таких было 39%, в 2020 – 45,6%, в 2021 – 46,3%.

Аналитики авиаотрасли объясняют, что авиаперевозчики действительно вынуждены искать и «раскатывать» для себя новые рентабельные направления по России. Хотя и эта тенденция наметилась «не сегодня». Но особенно выгодно результаты деятельности региональных хабов стали смотреться на фоне падения транзитного пассажиропотока через Москву.

Региональному турбизнесу нужны планирование и предсказуемость.

Комплексная программа развития авиатранспортной отрасли предполагает, что по итогам 2023 года внутри России должны быть перевезены 91 млн пассажиров. Смогут ли авиакомпании выполнить план, пока не ясно – высокий сезон еще впереди. Впрочем, надежды прошлого года уже не оправдались и Минтранс пересмотрел свою позицию, возложив определенные надежды и на международный сегмент. А в этом году нет и программы субсидирования, которая в значительной степени стимулировала пассажиров к использованию внутренних маршрутов годом ранее.

Развитие межрегионального авиасообщения также происходит благодаря субсидированию со стороны государства. Однако, например, около месяца назад авиакомпании уже сократили ранее заявленные полетные программы из Омска по причине секвестирования бюджета на поддержку региональных авиаперевозок.

Эксперты рынка еще раз подчеркивают, что для грамотного планирования бизнес-процессов, в том числе, в туристической отрасли, которая неразрывно связана с авиационной, важно понимать, что далеко не все, что СМИ позиционируют как «рост» и «развитие» на самом деле является таковыми. Как мы увидели на примере статистики выше, «органический» рост пассажиропотока докризисных лет был куда более динамичным чем сегодняшний. Кроме того, и результаты прошлого года во многом достигнуты благодаря субсидированию из госбюджета, которое сокращается.

Риски, в том числе, для туристической отрасли, несет и постоянное изменение маршрутной сети авиаперевозчиков. Если, например, с учетом госдотаций авиакомпания начинает «раскатывать» направление, а потом сворачивает его по причине отсутствия финансирования, то страдают, в первую очередь, пассажиры, туристы и туротрасль, которые уже построили планы с учетом этого направления.

Поэтому самое важное, что можно сделать для гармоничного развития рынка пассажирских авиаперевозок в настоящий момент – это реалистичный взгляд на вещи и предсказуемое планирование помощи со стороны государства.

Текст: Екатерина Тропова


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12211 публикаций
Сайт: www.atorus.ru/node/52886
Поделиться:

Интересно:

В Санкт-Петербурге открылась выставка «Детство многонародной России»
18.11.2025 23:46 Мероприятия
В Санкт-Петербурге открылась выставка «Детство многонародной России»
На территории развития «Гранд Каньон» состоялось открытие фотовыставки «Детство многонародной России». Проект реализован в рамках партнерства Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН с территорией развития «Гранд Каньон» и Фондом Экзекова.Экспозиция посвящена детству в многообразии культур народов России. В неё вошли материалы полевых этнографических экспедиций Кунсткамеры: фотографии детских игр, бытовых сцен, обрядов и традиций. География съёмок охватывает огромные территории от Большеземельской тундры на западе до Чукотки на востоке и от Таймыра на севере до Кавказа на юге. Одновременно выставка показывает общность детского опыта вне зависимости от региона.«На минувшей неделе Президент России Владимир Путин поддержал предложение объявить 2026-й год Годом единства народов России. Наша выставка полностью созвучна этой идее. Она показывает единство страны...
Скакалка онлайн: революционный способ привести себя в форму
18.11.2025 18:03 Консультации
Скакалка онлайн: революционный способ привести себя в форму
В эпоху цифровых технологий даже привычные спортивные снаряды обретают новое измерение. Скакалка — не исключение. Сегодня совместить кардиотренировку с передовыми технологиями проще, чем кажется: онлайн‑приложения, виртуальные тренеры и интерактивные программы превращают прыжки в увлекательный фитнес‑опыт. Почему скакалка — это больше, чем детская забава Скиппинг (от англ. skip — «прыгать») давно вышел за рамки дворовых развлечений. Профессиональные спортсмены, боксёры и фитнес‑энтузиасты используют скакалку как инструмент для: - развития выносливости и скорости; - укрепления сердечно‑сосудистой системы; - проработки мышц всего тела (ноги, ягодицы, пресс, плечи, предплечья); - ускорения метаболизма и жиросжигания. Факт: за 10 минут интенсивной тренировки со скакалкой сжигается столько же калорий, сколько за 25 минут лёгкой пробежки...
Москва на выставке CityScape Global 2025 в Эр-Рияде
17.11.2025 15:15 Мероприятия
Москва на выставке CityScape Global 2025 в Эр-Рияде
Москва примет участие в крупнейшей международной выставке архитектуры и недвижимости CityScape Global 2025, которая пройдет в Эр-Рияде с 17 по 20 ноября. Головным организатором столичной экспозиции выступает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС). Ожидается, что в CityScape Global 2025 примут участие более 120 стран. Здесь соберутся представители власти, ведущие застройщики, архитекторы, дизайнеры и инвесторы со всего мира. Мероприятие направлено на обмен опытом, выявление актуальных тенденций в сфере архитектуры, урбанистики и градостроительства. Выставка призвана укрепить деловые связи между странами. Экспозиция Москвы представит город как привлекательное направление для инвестиций и международных проектов в сфере недвижимости. На своем стенде столица продемонстрирует инновационные проекты, реализуемые в области жилой и коммерческой недвижимости...
17.11.2025 13:45 Мероприятия
Эксперты требуют реформы помощи пациентам с хроническими болезнями
14 ноября на экспертной сессии в рамках VII Общероссийского форума «Содействие защите прав и интересов пациентов с кожными, аллергическими и пульмонологическими болезнями» представители Министерства здравоохранения РФ и региональных минздравов, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Главного бюро медико-социальной экспертизы, Федерального медико-биологического агентства и пациентского сообщества обсудили наиболее острые проблемы оказания медицинской помощи пациентам с иммунноопосредованными, аллергическими, пульмонологическими и кожными заболеваниями. Участники подчеркнули, что, несмотря на появление современных методов терапии и обновленных клинических рекомендаций, система организации помощи остается фрагментированной, а доступ пациентов к необходимому лечению — неравномерным. Переходя к анализу масштабов проблемы, эксперты отметили, что аллергические и...
Культурные и духовные связи Древней Руси и Византии
16.11.2025 11:27 Аналитика
Культурные и духовные связи Древней Руси и Византии
К тому времени, когда на территории восточных славян начало формироваться государство, названное историками Древняя или Киевская Русь, Византийская империя существовала и активно развивалась уже более шести столетий. Русь выбрала свой цивилизационный путь развития под влиянием Византии: первые русские князья восприняли византийские принципы государственного и экономического управления и сущность византийской духовности – православия. В православии раскрылся духовный или внутренний мир человека – его чувства, мысли, переживания, его вера и стремления. Путь к восприятию византийского наследия на Руси сложился через соприкосновение с важнейшими элементами византийской духовной сферы: религией, культурой и искусством. Почему именно с Византией у Руси сложились тесные культурные и духовные связи? Первых князей Древней Руси привлекали великолепие и роскошь византийских городов с золотыми...