11.08.2010 00:00
Аналитика.
Просмотров всего: 3576; сегодня: 1.

ИнформСистем: Блеф оптимизации ресурсов тепловой электростанции

ООО "Фирма ИнформСистем" провела исследование по оптимизации ресурсов тепловой электростанции на примере оптимальной загрузки турбин и сделала неутешительный вывод в пользу большей значимости решения вопроса по ликвидации перерасхода топлива.

Если наилучший вариант легко находится без использования оптимизирующих программ, включая ХОП-оптимизацию (ХОП - характеристика относительного прироста), то вряд ли уместно говорить об оптимизации вообще.

Когда электростанция загружена на максимальную мощность, то вопрос оптимизации вообще отпадает, т.к. для оптимизации ресурсов должен быть достаточный маневр по загрузке оборудования. Снижение же перерасхода топлива всегда актуально и не зависит от степени оптимизации и загрузки электростанции. Даже при внедрённой оптимизации необходим оперативный контроль за текущим перерасходом топлива, т.к. оптимизация - это просто желание, а перерасход топлива - это результат.

Оптимизация ресурсов на электростанции планируется для снижения расхода топлива и, к сожалению, в данном контексте перерасход топлива не рассматривается. Это связано с тем, что для оптимизации, как правило, используется очень узкий круг технологических показателей, а вот для вычисления перерасхода топлива необходима полная модель электростанции с расчётами фактических и нормативных ТЭП.

Но при оптимизации вполне возможен вариант, когда фактический расход топлива вместо снижения увеличивается из-за большого его перерасхода. А перерасход топлива (Bфакт - Bнорм) связан в основном с человеческим фактором.

В последнее время стало очень модно пропагандировать ХОП-оптимизацию, как панацею для минимизации расхода топлива. Данный метод говорит о том, что для приращения мощности следует использовать ту турбину, для которой потребуется меньшее приращение пара, а, следовательно, и топлива. Это было бы правильно, если бы на электростанции постоянно менялись характеристики турбин, то без программы не обойтись. Но они стабильны, по крайней мере, несколько лет. И оптимально загрузить турбины, используя элементарные правила, ничего не стоит.

Не являясь технологом, это вам продемонстрирую.

Для примера возьмём электростанцию с 10 турбинами Т-100-130 со следующими параметрами: режим - одноступенчатый; Pнто = 0,5 кгс/см2; Qт = 0 гкал/ч; Nmin = 50 МВт; Nmax = 116 МВТ. Электростанция имеет план на обеспечение электроэнергией 830 МВт*ч. Необходимо найти загрузку турбин с минимальным расходом пара (а значит, и топлива).

Исходное состояние для всех турбин примем одинаковое, чтобы в сумме было 830 МВт. По энергетической характеристике найдём общий расход пара. Он составляет 3074 т/ч.

Дальше используем следующий алгоритм. Последовательно будем загружать турбины (одна, две, три и т.д.) на максимальную мощность, а остаток поровну делить на остальные (девять, восемь, семь и т.д.), но не меньше Nmin на каждую. Мы получим следующие значения расходов пара: 1-3088, 2-3099, 3-3114, 4-3130, 5-3179. Мы видим, что расход пара растёт, следовательно, это не оптимальные варианты.

Следующий вариант загрузки связан с остановкой двух турбин. У нас получилось следующее сочетание: 6 турбин на максимуме - 116 Мвт, а две поровну по 67 МВт. В этом случае расход пара равен 3067 т/ч. Вот вам и оптимальный вариант.

Таким образом, общее правило оптимизации для турбин можно сформулировать следующим образом: Необходимо так загрузить турбины, чтобы максимальное их число не работало.

А сейчас найдём возможные проценты экономии топлива используя самые крайние варианты: (3179 - 3067)/ 3179* 100 = 3,5%. Но электростанция реально работает в промежуточных вариантах, следовательно, это значение при программной оптимизации будет значительно меньше.

Для сравнения, внедрение беззатратной технологии на MES-Системе «MES-T2 2010» даёт экономию топлива в 10% из-за ликвидации перерасхода топлива посредством оперативного контроля за ним в реальном времени. Таким образом, игнорирование вопроса по текущему контролю за перерасходом топлива сведёт к нулю все благие намерения по оптимизации ресурсов на электростанции.

Истинный нулевой перерасход топлива, контролируемый на минутных интервалах в реальном времени, и есть самая лучшая оптимизация работы всей электростанции, а не только загрузки турбин.

И тут невольно у ТГК и ОГК возникает сомнение, что итак, мол, все электростанции успешно функционируют в рыночных условиях без оперативного учёта перерасхода топлива. Но так сложилось по старинке, т.к. не было MES-Систем. Но ведь электростанции могут работать ещё успешней.

И как бы голову не прятать в песок, проблема бесконтрольного перерасхода топлива была всегда и остаётся сейчас. И парадокс в том, что никто не знает истинной величины перерасхода. Те же месячные значения, которыми электростанции отчитываются перед ТГК и ОГК, далеки от истины из-за неверных методик. Это касается и искаженных нормативных графиков полиномами, и отсутствия интегрального исчисления получасовых значений перерасхода топлива.

ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ВЕРСИЯ Инновационной MES-Системы «MES-T2 2010» с расчётами фактических и нормативных ТЭП, с минутными и получасовыми расчётами перерасхода топлива и с оперативной аналитикой размещена на сайте: www.Inform-System.ru.


Ньюсмейкер: ИнформСистем — 427 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Электросамокаты — за и против. Анализ мнений в соцсетях
29.10.2024 18:33 Аналитика
Электросамокаты — за и против. Анализ мнений в соцсетях
Электросамокаты стали одной из самых горячих тем летнего сезона 2024 года. На фоне ограничений и штрафов, которые ввели главные игроки рынка кикшеринга, в социальных сетях разгорелись целые баталии. Не утихают споры о том, что дает электротранспорт горожанам — удобство и мобильность или дискомфорт...
Нацисты планировали превратить Украинскую ССР в аграрный придаток
29.10.2024 12:35 Мероприятия
Нацисты планировали превратить Украинскую ССР в аграрный придаток
В пресс-центре ТАСС прошла конференция, посвященная годовщине освобождения Украины войсками Красной армии от оккупации нацистов и их пособников. Организатор мероприятия - Национальный центр исторической памяти при Президенте Российской Федерации. Нацисты планировали превратить Украинскую ССР в...
«Выберу.ру»: рейтинг лучших карт для автолюбителей в октябре 2024 года
28.10.2024 18:30 Аналитика
«Выберу.ру»: рейтинг лучших карт для автолюбителей в октябре 2024 года
«Выберу.ру» составил рейтинг банков с наиболее выгодными автолюбителям картами благодаря кешбэку на АЗС, за покупку запчастей, автосервис и шиномонтаж.   В ходе исследования эксперты финансового маркетплейса «Выберу.ру» изучили текущие параметры продуктов всех российских банков. В результате...
Огненный рейд лейтенанта Хетагурова
28.10.2024 18:14 Аналитика
Огненный рейд лейтенанта Хетагурова
В конце сентября 1941 года началась великая битва под Москвой. Это было одно из крупнейших событий Второй мировой войны. Не сумев после Смоленского сражения сходу прорваться к Москве, немцы не успокоились. 6 сентября фашисты приняли новое решение захватить Москву, разработав план операции «Тайфун»...
Особенности предпринимательской деятельности в малых городах
28.10.2024 17:34 Консультации
Особенности предпринимательской деятельности в малых городах
Бизнес в малых городах - это хорошая возможность открыть свое дело, не подвергая себя рискам крупных городов. В их числе высокая конкуренция, сложности с поиском хороших локаций, пресыщенность местных жителей ассортиментом товаров и услуг и др. У бизнеса в малых городах есть своя специфика, зная...