В преддверие Дня PR-специалиста (28 июля) воронежский филиал компании «Старт Маркетинг» провел обзорное исследование, в котором попытался выявить основные черты профессионального портрета пиарщика в регионе. Результаты исследования, хотя и имеют региональную специфику, все же представляют определенный интерес для PR-сообщества в целом, поскольку создают почву для сравнения.
В электронном анкетировании приняли участие представители крупных компаний Воронежской области, филиалов федеральных компаний и пресс-служб органов власти.
В итоге удалось определить, как выглядит типичный рабочий день PR-специалиста, составить перечень функций, выполняемых им чаще всего, выявить взгляды представителей профессии на свое место в организации и специфику региональных PR.
В первую «пятерку» функций, которые респонденты чаще всего относили к своим основным обязанностям, вошли подготовка и рассылка пресс-релизов (ее указали 73% респондентов), ведение корпоративного сайта/корпоративного издания (63%), подготовка комментариев для СМИ (63%), мониторинг СМИ (60%) и организация мероприятий для журналистов (57%).
Обращает на себя внимание тот факт, что первая «пятерка» напрямую связана с медиарилейшнз. Этому есть простое объяснение. Руководители бизнеса зачастую отождествляют медиарилейшнз с PR-активностью в целом. Функционал специалистов по связям с общественностью конкретных компаний разрабатывается исходя из этого убеждения.
Менее востребованными оказались такие функции PR-специалистов, как участие в выставках, спичрайтинг, организация мероприятий для клиентов/партнеров, стратегическое планирование и др. Любопытно, что всего 13% респондентов отметили, что одной из их основных функций является разработка корпоративных стандартов и контроль их соблюдения. Можно предположить, что корпоративная культура в целом является слабым местом региональных компаний.
Большинство компаний еще не стали на путь формализации, выработки базовых ценностей и принципов своей деятельности. Поэтому столь небольшое значение придается трансляции корпоративных стандартов средствами PR.
Поскольку в процессе своей деятельности PR-специалистам приходится заниматься как чисто творческой работой (написание текстов, составление сценариев мероприятий), так и организационными моментами (контроль подготовки мероприятий), и аналитикой (мониторинг СМИ), исследовательская группа задалась вопросом: какие способности сами PR-специалисты считают наиболее востребованными в своей должности? По результатам ранжирования, на 1 месте оказались организаторские способности, на 2 месте – аналитические способности, на 3 месте – творческие способности.
Определенный интерес представляют данные, касающиеся рабочего дня PR-специалиста в регионе. В целом график пиарщика является достаточно напряженным. 17% респондентов признали, что задерживаются на работе каждый день, 40% – несколько раз в неделю. Таким образом, 57% пиарщиков регулярно задерживаются на работе.
Необходимость постоянно контактировать с внешней аудиторией напрямую влияет на время пребывания в офисе. Меньше трети респондентов отметили, что их работа проходит преимущественно на рабочем месте. Остальные участники анкетирования (70%), признали, что покидают офис часто либо время от времени.
В ходе опроса удалось выяснить не только основные обязанности воронежских PR-специалистов, но и то, приходилось ли им выполнять несвойственные для их должности функции. Полученные данные оказались весьма показательными: 63% PR-специалистов признали, что хотя бы раз занимались не своим делом.
Некоторые респонденты конкретизировали свои ответы. Среди работ, не относящихся к непосредственным обязанностям, назывались следующие: работы, входящие в компетенцию бухгалтерии и секретариата (приобретение канцтоваров, составление договоров, финансовые операции и др.); работы, входящие в компетенцию кадровой службы (ориентация на проведение внутренних мероприятий); работы, требующие специальных знаний и навыков, напрямую не связанных с PR (дизайн печатной продукции, фотосопровождение мероприятий, программирование, конферанс и др.).
Выборка: В опросе приняло участие 30 респондентов, представляющих крупные компании Воронежской области, филиалы федеральных компаний и пресс-службы органов власти. Опрос проводился методом электронного анкетирования. Период сбора и обработки информации – с 1 по 20 июля 2010 года.