22.12.2021 12:37
Новости.
Просмотров всего: 23147; сегодня: 5.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Опытные репетиторы ответили на самые популярные вопросы родителей о подготовке к ЕГЭ.

Казалось бы, ЕГЭ — это экзамен, который строится целиком на школьной программе. И если ребенок хорошо учился в школе, сдать его должно быть несложно. Увы, это не так. 

Программа, конечно, школьная. Но сколько детей помнят наизусть определения, которые они проходили в пятом классе, в одиннадцатом? Так что, даже если ваш ребенок учится в хорошей школе и исключительно на отлично, это не гарантирует отсутствие проблем с ЕГЭ. 

Все равно к экзаменам нужно тщательно готовиться. Как это сделать грамотно? Мы спросили мнения профессионалов. Надеемся, ответы на самые частые вопросы родителей помогут вам подойти к ЕГЭ с правильным настроем и добиться нужных результатов. 

Вопросы родителей: 

1. За сколько до ЕГЭ нужно начинать готовиться к его сдаче, какой период подготовки будет оптимальным?

2. С чего начинается работа с репетитором?

3. Как строится подготовка к ЕГЭ? И как отследить, есть ли прогресс, не зря ли репетитор получает свои деньги?

Репетиторы отвечают.

Любовь Викторовна, репетитор по биологии и химии, эксперт региональной предметной комиссии по проверке выполнения заданий ЕГЭ по биологии, репетитор на платформе IU.ru (https://iu.ru/):

1. Начинать готовиться нужно ещё к ОГЭ. Все эти знания пригодятся и на едином экзамене, их просто нужно будет освежить. К сожалению, большинство решают, что будут сдавать, только к 11 классу. Но и за два года, и за год можно успеть, этого срока вполне достаточно. Многое будет зависеть от целеустремленности и трудолюбия ученика. Выучить нужно многое: кроме моего предмета есть еще обязательные экзамены и смежные (часто вместе с биологией сдают химию), плюс не надо забывать про текущую учёбу и домашние задания. Чтобы не случилось перегрузки, нужно брать срок с запасом.

2. Ребёнок должен понимать, как строится экзамен. Для этого на первом этапе я знакомлю его с регламентирующими документами, которые публикуются на сайте ФИПИ: кодификатор, спецификация и демоверсия. В кодификаторе указаны все элементы, которые проверяются, прописаны темы, которые должен знать ученик на выходе из школы, в спецификации - уровень сложности заданий (высокий или базовый), количество баллов, критерии оценивания и все изменения по сравнению с прошлым годом. Всё структурировано и разложено по полочкам.

На первом занятии можем просто поговорить с учеником, узнать его цели, почему выбрал предмет, какой результат хочет получить. Дети разные, кого-то тест на первой же встрече может отпугнуть, создать дополнительный стресс. В любом случае, на начальном этапе моя задача как репетитора - определить реальный уровень знаний. К сожалению, наша 5-балльная система себя изжила, и оценки - не показатель. В зависимости от стартового уровня и срока на подготовку, мы определяемся с планом и темпом работы. 

3. Во время подготовки обязательно проходим теорию. По завершении каждой темы я предпочитаю давать тест, который содержит вопросы с вариантами ответов, и задания, где нужно расписать ответ. Родителям желательно знать результаты этих тестов, чтобы отслеживать прогресс. Также мы прорешиваем задания: это могут быть и задания на сайте ФИПИ (но там нет ответов, поэтому ребенок не может проверить себя сам), и на других ресурсах. Интенсивность подготовки зависит от цели ребёнка – на какое количество баллов он настроен. Если от 80 и выше, сразу нужно настраиваться на системную работу с репетитором, желательно 2 раза в неделю, т.к. придётся изучить значительный объём материала.

Владимир Григорьевич, репетитор по математике и информатике, эксперт ЕГЭ по математике, учитель высшей категории, репетитор на платформе IU.ru (https://iu.ru/):

1. Если ученик хочет сдать на высокий балл – от 80 и выше - оптимальнее всего начинать подготовку с 10-го класса. Только 10% выпускников сдают ЕГЭ по математике на такой уровень. Учитывая специфику предмета, не все темы ученик будет знать в 10-м классе, но их как раз можно пройти вместе с репетитором с опережением программы, а потом закрепить на уроках в школе. Нужно отметить, что в школьной программе даются знания, которые не потребуются при сдаче экзамена, а репетитор готовит, сверяясь с материалами ФИПИ, подбирает только необходимую информацию и выбирает подходящие определения. Если ученик начнёт готовиться за 2 года, то за первый год в щадящем темпе можно освоить базовый уровень экзамена. Если же стартовать за год, то большой объём придётся проделывать дополнительно и самостоятельно. Плюс до каких-то тем, если идти по школьной программе, ученик дойдёт только в конце года, ближе к экзамену, и просто физически не успеет освоить материал на требуемом уровне. Некоторые темы, особенно те, что встречаются во второй части, почти не проходят в школе, а по ним можно набрать хорошие баллы. Репетитор поможет их изучить. Также урок репетитора ориентирован на уровень знаний конкретного школьника, а не на средний по классу. 

2. Зачастую в самом начале нашей совместной работы приходится перенастраивать учеников, чтобы они не стеснялись задавать вопросы. Нужно расположить ребёнка к себе и дать понять: репетитор здесь, чтобы помочь, и будет объяснять, пока ребёнок не поймёт. Если касаться именно подготовки к ЕГЭ, то мы начинаем с изучения демоварианта на сайте ФИПИ. Объясняю структуру, какие изменения произошли. Потом обязательно тестируем, чтобы проверить уровень знаний в исходной точке. Мы идём прямо по демоварианту и прорешиваем задания. Зачастую из базового уровня на старте дети могут решить всего 4-5 заданий.

3. Сначала рассказываю теорию, потом практика и в завершение даю задание на дом. Следующий урок мы начинаем с вопросов, которые возникли после самостоятельной работы дома. Если вопросов накопилось много, можем и весь урок потратить на их устранение – важно, чтобы ученик научился решать задачи самостоятельно. 

Когда мы полностью проходим первую часть экзамена, прошу учеников, чтобы они хотя бы раз в неделю полностью прорешивали по одному варианту (или из сборника, или на специализированных сайтах), чтобы нарабатывали навык самостоятельного прохождения всех заданий в комплексе. Прогресс ученика отследить несложно: если он начинает решать то, что раньше не решал, – вот показатель. Но это, конечно, не за 1-2 занятия. Динамику можно заметить минимум после 4 месяцев работы. По моему опыту, при занятиях 2 раза в неделю и выполнении домашних заданий, через полгода воспитанники способны проходить первую часть экзамена. А ещё один показатель прогресса – уверенность ребёнка в своих силах. Он просто становится увереннее, и это заметно.

Анна Викторовна, репетитор по физике, готовит к ОГЭ и ЕГЭ, сертификаты повышения квалификации по ЕГЭ, углубленной подготовке к олимпиадам, репетитор на платформе IU.ru (https://iu.ru/):

1. Можно начинать готовиться и за 2 года. Степень интенсивности такой подготовки будет зависеть от стартового уровня ученика и его мотивации. Если он готовится на высокий балл (от 76),  а опыта решения задач по физике у него мало, ему потребуется приложить дополнительно массу усилий и за пределами наших занятий. Это всё реально, но нужно соответствующе настраиваться. Стоит отметить, что с мотивацией важно не переборщить, не распыляться на несколько направлений. Если ты выбрал физику, то смежной может быть информатика, но история в этом случае будет лишней. В моей практике были случаи, когда ученик набирал несколько предметов для сдачи, помимо обязательных (чтобы перестраховаться, если где-то не пойдёт), и к моменту сдачи экзамена он был морально и физически истощён. Сдать на высокие баллы не получалось.

2. Я не бросаюсь на ребёнка с тестированием с первых минут знакомства. Сначала стараюсь его получше узнать, понять, что им движет. Тестирование я тоже провожу, но не выясняю, что он успел пройти в школе, мне интересна его общая подготовка, смотрю на скорость восприятия информации, скорость решения практических заданий, могу попросить описать физическую ситуацию и обращу внимание, какие слова он будет использовать, какими терминами оперировать. Зачастую ученик даже не понимает, что его тестируют, и может удивиться, когда по завершении озвучиваю его результат. Также в начале мы обязательно обсуждаем цели школьника, на какое количество баллов он рассчитывает, к чему нам предстоит стремиться в совместной работе.

3. После первого занятия, если мы договорились, что он хочет комплексную подготовку, а не разовые консультации, присылаю ему разработанную для него программу. Ребёнок обычно и сам понимает, знаний в какой теме ему не хватает, что хочется повторить. Поэтому программу строю таким образом, чтобы после каждой пройденной темы заложить один час на дополнительные вопросы по запросу ученика. То есть в программе обязательно присутствуют разбор теории и практическая работа по решению заданий. Если брать финальный год подготовки, в 11-м классе, то к февралю мы обычно завершаем изучение теории, и с февраля выпускник занимается только решением вариантов заданий. В 10 классе мы можем параллельно готовиться ещё и на олимпиады: они помогают потренировать решение задач в стрессовой ситуации, а в случае призового места дают дополнительные баллы при поступлении.

Практическая подготовка обычно строится с помощью задачников текущего года или специализированных платформ. К слову, на основе прорешивания заданий довольно легко отслеживать наличие прогресса ученика. Родитель может понимать, на каком уровне находится его ребёнок, какие задания он научился решать. Ещё один показатель - отношение школьника  к подготовке подготовке домашних заданий. Мне как репетитору качество и скорость их выполнения позволяют отслеживать динамику подготовки ученика к ЕГЭ. 


Ньюсмейкер: Инфоурок — 2 публикации
Сайт: iu.ru
Поделиться:

Интересно:

К годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик
30.12.2024 09:03 Аналитика
К годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик
30 декабря 1922 года на карте мира появилось крупнейшее по площади государство — Союз Советских Социалистических Республик. Декларация об образовании Союза ССР была утверждена I Съездом Советов СССР. Документ закрепил объединение РСФСР с Украинской и Белорусской ССР, а также Закавказской...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29.12.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...
316 лет назад Россия была разделена на восемь губерний
29.12.2024 09:03 Аналитика
316 лет назад Россия была разделена на восемь губерний
29 декабря 1708 года Указом Петра I территория Российской Империи была разделена на 8 губерний. В Московской Руси основной административной единицей был уезд, то есть город с прилегающими к нему землями. Уезды заметно отличались друг от друга по своему размеру и численности населения: одни включали...
География фольклора: место действия мифов и сказок
28.12.2024 17:52 Аналитика
География фольклора: место действия мифов и сказок
В славянских мифах и сказках встречались реальные географические точки: богатыри охраняли заставы крупных городов, герои отправлялись в плавание по Волге-матушке, а князья царствовали в своих землях — Новгороде, Суздале и Москве...
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
28.12.2024 17:20 Новости
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
В московском метро появился новый тематический поезд. Он посвящен вековому юбилею Московского академического театра сатиры и будет курсировать в течение полугода. Каждый из пяти вагонов состава рассказывает об одном из 20-летних периодов жизни коллектива. Кроме того...