Российский рынок сливочного масла, согласно данным исследования рынка, сейчас переживает совсем не лучшие времена.Исследование российского рынка сливочного маслапоказало, что солидная доля молочной продукции в стране состоит из добавок и заменителей, которые не имеют к молоку никакого отношения. Но маркируются они как натуральный продукт. Более 60% сливочного масла в розничной торговле оказывается фальсификатом.Недобросовестную конкуренцию на молочном рынке признала и американская компания PepsiCo, которая сейчас является крупнейшим производителем молочных продуктов в России «Вимм-Билль-Данн».
По информации анализа рынка за истекшие три годаситуация в сегменте сливочного масла заметно ухудшилась. Если в 2010 году фальсификатом признавалось почти 40% образцов исследованного масла, то в 2011-м – уже 50%.
2012 год оказался самым богатым на фальсификаты. Более 60% образцов сливочного масла были признаны продукцией ненадлежащего качества. Эти выводы опубликованы в обзоре рынка со ссылкой на петербургскую организацию потребителей «Общественный контроль», которая для исследования закупила в рознице полтора десятка образцов якобы натурального сливочного масла и проверила их в лаборатории ФБУ «Тест-С.-Петербург». В третьей части образцов продукции молочный жир коровьего молока присутствовал в мизерных количествах, что в соответствии с техническим регламентом не позволяет отнести этот товар к молочной продукции. Еще в трети образцов были обнаружены жиры немолочного происхождения – прежде всего кокосового и пальмового масел.
Следует сказать, что замена молочного жира растительным пока не запрещена российскими нормами – лишь бы соответствующая запись значилась на упаковке. Растительные жиры тропического происхождения в качестве заменителя молочного жира разрешены техническим регламентом на молоко и молочную продукцию. По данным исследования рынка в 28% продукции присутствует молочный жир, но реальное количество сливочного масла с молочным жиром может быть еще больше.
На сегодня, как показало исследование рынка, потребление молочной продукции в России в среднем на одного человека составляет почти 240 кг при обоснованной медицинской норме в 350 кг. За пять лет в России произошло снижение спроса на сливочное масло на 11%. Этому способствовала растущая себестоимость продукции, которая, в свою очередь, обуславливается ростом цен на молоко, ростом стоимости кормов для КРС и другими причинами. Как показало маркетинговое исследование рынка, сейчас в России почти не осталось маслодельных заводов, где производство сливочного масла является основным видом деятельности. Более того, российские производители прилагают все усилия для того, чтобы избежать выпуска полноценного масла, не содержащего иных, кроме молочных, жиров, потому что его изготовление для подавляющего числа предприятий нерентабельно. В среднем по отрасли прибыль от продаж сливочного масла в 2011-2012 годах уменьшилась, что повлекло снижение объемов производства. По прогнозам, производство сливочного масла в России и в ближайшую пятилетку будет снижаться и в 2017 году составит 0,27 млн. т.
Среди россиян спрос на сливочное масло начал постепенно уменьшаться. Причиной снижения показателя является рост популярности товаров-заменителей – маргарина и спреда – в связи с их более низкой ценой и расширяющимся ассортиментом. А это обусловлено, в свою очередь, реально низкими доходами большинства россиян