Согласно данным ГИБДД, за январь – июнь 2013 г. на дорогах России произошло порядка 83,5 тысяч ДТП. Общее количество погибших превышает 10 тысяч человек. При этом на 100 пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях приходится 9 погибших. Одни из главных причин столь высокой смертности – несоблюдение скоростного режима, а также качество дорожного покрытия.
На сегодняшний день смертность на дорогах России в 15 раз выше, чем в Соединенных Штатах Америки или Великобритании. Коэффициент смертности в нашей стране составляет 13,5 на 1000 человек, в то время как средний общий коэффициент смертности во всем мире оценивается в 8,6 смертей. Согласно официальным данным, в прошлом году произошло 203 597 ДТП, в которых погиб 27 991 человек. Ранее председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев отмечал, что в 2012 году смертность на дорогах страны выросла на 7,5%.
Если обратить внимание на причины ДТП, то статистка будет выглядеть следующим образом. Наибольшее количество человеческих жизней унесло превышение скорости. На втором месте оказались недостатки улично-дорожной сети. Наконец, третье место рейтинга занимает выезд на встречную полосу движения. С большим отрывом следуют все остальные нарушения: правил обгона, правил проезда перекрестков, проездов пешеходных переходов, а также неправильный выбор дистанции. И если в большинстве случае вина за дорожно-транспортные происшествия лежит на водителях, пренебрегших знаками или не обративших внимание на светофор и разметку, то, что касается качества дорожного покрытия, здесь ответственность целиком и полностью на дорожных службах.
«Приходится признать, что качество дорог в нашей стране оставляет желать лучшего, - отмечает руководитель направления аналитики проекта «В путь.рф» Станислав Васильев. – По итогам 2012 г. каждый четвертый погибший на российских дорогах погиб именно от их плохого состояния. Несмотря на наметившиеся в последние годы улучшения, страна скатилась к показателям 2004 г. Самые аварийноопасные месяцы – это май-июнь, когда дороги находятся в наихудшем состоянии вследствие прошедшей зимы, и декабрь – неубранный снег и ледяная корка также влияют на увеличение количества ДТП».
На количестве дорожно-транспортных происшествий сказывается и видимость на дорогах. Так, несмотря на снижение автомобилепотока в ночные часы, более трети всех ДТП происходит именно в темное время суток. При этом согласно статистике, освещение дорог снижает количество смертельных исходов на 65%, количество ДТП с травматизмом - на 30%.
«Одна из самых загруженных и опасных российских дорог – трасса М4 Дон, до недавнего времени мало где реконструируемая и практически не освещенная. С началом работ по энергоснабжению магистрали дорожная ситуация на М4 значительно улучшилась, - отмечает Станислав Васильев. – Мы проводили совместное исследование с компанией МРСК Центра, которая в прошлом году осуществляла реконструкцию и строительство электросетей протяженностью порядка 50 км в Липецкой области, в нынешнем году запланированы работы на воронежском участке трассы протяженностью более 300 км. В итоге, смертность на освещенных участках дорог значительно снизилась. Причем, в ГИБДД также отмечают, что энергоснабжение существенно уменьшает количество ДТП. Данный пример примечателен тем, что трасса М4 Дон, которая ранее была одной из самых травмоопасных и держала лидирующие позиции по количеству ДТП, после реконструкции и работ по освещению опасных участков, стала намного безопаснее».
Несмотря на данные статистики и официальную информацию, предоставленную ГИБДД, водителям необходимо помнить: в большинстве случаев ответственность за ДТП и его последствия лежит именно на них. Человек, находящийся за рулем, отвечает за скоростной режим, правила соблюдения дорожных знаков и разметки, общее состояние транспортного средства. Снизить количество ДТП должны сами водители, относясь с максимальной ответственностью к правилам и с уважением к остальным участникам дорожного движения.