Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела онлайн-конференцию «Рынок автострахования: ОСАГО пророчат крах». Её участники считают необходимой индексацию не только страховых выплат, но и тарифов, поскольку работа в сегменте ОСАГО несёт в себе значительные издержки для страховщиков.
Депутаты Госдумы рассматривают законопроект, предусматривающий увеличение лимитов страховых выплат по ОСАГО при сохранении действующих тарифов. Их текущий размер, уверены в Минфине, имеет достаточный запас прочности, однако страховщики считают необходимым повышение размера премий, т.к. в противном случае многие компании будут вынуждены уйти с рынка.
ОСАГО как вид страхования несёт в себе социальную составляющую, однако занимаются этой деятельностью коммерческие страховые компании, напоминает директор департамента маркетинга и коммуникаций ООО «БИН Страхование» Андрей Коженков: «За годы своего существования ОСАГО трансформируется, исходя из реалий, которые присущи тому или иному периоду. И когда страховщики выступают с инициативами по нововведениям, то они готовят экономическое обоснование».
Главная задача любой коммерческой организации, в том числе и страховой компании, - приносить прибыль, и обязательное страхование автогражданской ответственности не исключение, говорит заместитель начальника управления розничного страхования ОСАО «РЕСО-Гарантия» Никита Ситников. «Рассчитывать прибыльность вида страхования по формуле “сборы – убытки = прибыль”, мягко говоря, не верно. Помимо выплат, есть ещё агентское вознаграждение, расходы на урегулирование убытков, отчисления в РСА, судебные расходы и т.д. И уже ни для кого не секрет, что в отдельных регионах ОСАГО приносит только убытки», - резюмирует эксперт.
Установление тарифов на ОСАГО правительством, а не рынком, участники организованной «ФИНАМом» конференции считают необходимым. «Если государство передаст право регулировать ставку ОСАГО рыночным компаниям, то возможен сговор между страховщиками и установление очень высоких тарифов, которые сделают страховку недоступной для страхователей (а она обязательна). Более реалистичным вариантом является очень сильный демпинг (т.е. установление искусственно заниженных тарифов), вследствие чего страховщикам может не хватить денег для выплат», - считает эксперт отдела рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Татьяна Полуденко. Если сделать тарифы свободными, резко возрастает вероятность появления страховщиков, которые будут заманивать клиентов низким тарифом и потом исчезнут, добавляет г-н Ситников.
В целом, эксперты высоко оценивают роль ОСАГО в повышении уровня безопасности и культуры на российских дорогах и не видят смысла отказываться от данного вида страхования. «ОСАГО вводилось как продукт, одной из задач которого было добиться искоренения экономических основ для существования “подстав” на дорогах. Данная задача была успешно решена. За 9 месяцев 2012 г. страховщики выплатили клиентам по ОСАГО и КАСКО 135 млрд рублей, урегулировав более 4 млн страховых случаев», – отмечает г-н Коженков. Система ОСАГО работает, что доказывается огромным числом выплат по данному виду страхования, говорит г-жа Полуденко: «Кроме того, благодаря ОСАГО криминальные “разборки” между водителями перешли в русло цивилизованного взаиморасчёта».
Необходимость и значимость ОСАГО сложно переоценить, считает директор по страхованию автогражданской ответственности ОАО СК «Альянс» Андрей Антохонов: «Сейчас ответственность при ДТП – самый распространенный вид ответственности. При этом ОСАГО поддерживает обе стороны вероятного ДТП. Виновнику не надо из своего кармана оплачивать ремонт чужого ТС, а пострадавшему не надо гоняться за своей выплатой с не очень высокими шансами на её получение. Никто, я думаю, не будет спорить, что взаимоотношения с юрлицом-страховщиком гораздо проще, чем с виновником-физлицом».