Группа MARCS провела оценку перспективности рынка нанокерамических трибопрепаратов. Данный анализ стал результатом маркетингового исследования, заказчиком которого выступила Российская корпорация нанотехнологий – ГК «Роснанотех» (РОСНАНО).
На сегодняшний момент ГК «Роснанотех» рассматривает перспективы развития отечественного производства нанокерамических присадок для моторных, трансмиссионных и иных масел.
Согласно результатам исследования, последние 2-3 года розничный рынок импортных и отечественных антифрикционных препаратов (снижающих износ и восстанавливающих трущиеся поверхности) демонстрирует уверенный 50-процентный рост, который сохранится в краткосрочной перспективе. Его емкость составляет 750-900 млн. рублей в год. Из них на нанокерамические трибопрепараты приходится 200-250 млн. рублей, то есть 25-30% общего объема рынка. Корпоративный сектор составляет не более 15% от емкости розничного.
Основным и практически единственным игроком на этом рынке в сегменте нанокерамики является торговая марка XADO – ее доля, по разным оценкам, достигает 90%. Также компания «Хадо» является крупнейшим игроком и на российском рынке импортных и отечественных антифрикционных решений в целом, активно присутствуя практически во всех основных регионах РФ. Ее доля рынка составляет 24%. Также серьезными игроками можно считать Energy Release, Fenom, Liqui Moly, SMT-2, Hi-Gear.
В ходе изучения сегмента нанокерамики исследователями Группы MARCS был выявлен ряд проблем, существующий в области разработок и применения этого препарата. Так, опрос разработчиков и производителей трибопрепаратов показал, что среди участников рынка отсутствует единое понимание сути нанокерамики и ее функций. В результате этим термином на данный момент обозначают совершенно различные продукты. Причины такого казуса, возможно, кроются в стремлении связать (зачастую необоснованно) свой продукт с модным термином «нанотехнологии» для повышения его привлекательности. Среди экспертов нет однозначного мнения и относительно эффективности применения подобного рода препаратов. Внести ясность в этот вопрос на сегодняшний день невозможно, поскольку масштабных исследований в этом направлении в России не проводилось.
Результаты исследования позволяют специалистам Группы MARCS утверждать, что стратегические перспективы развития нанокерамических трибопрепаратов в данный момент достаточно неоднозначны. Вероятнее всего, дальнейшее развитие сегмента нанокерамических трибопрепаратов во многом будет зависеть от научно и практически доказанного эффекта их воздействия на поврежденные поверхности. При этом эксперты отмечают высокую актуальность проблемы снижения износа и восстановления трущихся поверхностей в технике, используемой в производстве и перевозках. Несмотря на недоверие значительной части представителей корпоративного сектора к существующим на рынке трибопрепаратам, ожидание с их стороны принципиально нового, эффективного решения достаточно велико.
Справка
Российская корпорация нанотехнологий (РОСНАНО) – государственная корпорация, созданная для реализации государственной политики в сфере нанотехнологий. Призвана выступать соинвестором в нанотехнологических проектах со значительным экономическим или социальным потенциалом, участвовать в создании нанотехнологической инфраструктуры, реализовывать научные и образовательные программы в области наноисследований. Основана в 2007 году. Генеральным директором РОСНАНО в настоящий момент является Анатолий Чубайс.
Нанотехнологии – совокупность методов и приемов, применяемых при изучении, проектировании, производстве и использовании структур, устройств и систем, включающих целенаправленный контроль и модификацию формы, размера, интеграции и взаимодействия составляющих их наномасштабных элементов (1-100 нм) для получения объектов с новыми химическими, физическими, биологическими свойствами.
Трибология – наука и отрасль техники, изучающие трение, износ и смазку твердых тел.
Антифрикционные решения – препараты для снижения износа и восстановления трущихся поверхностей.
Группа «Market Capital Solutions» (MARCS) – группа инвестиционного маркетинга. В лице маркетингового агентства «MARCS» (front-office группы) специализируется на предоставлении комплекса услуг инвестиционного маркетинга (проведение маркетинговых исследований для оценки рыночных перспектив новых продуктов, прогнозировании продаж и разработке бизнес-планов, проведение экспресс-капитализации®).
В Группу «MARCS» также входят: разработчик CRM-системы «Monitor», консалтинговая группа «Maslennikov & Partners» (инвестиционный консалтинг, финансовое планирование), исследовательская компания «Медиа Навигатор», а также центр директ-маркетинговых технологий «D’Mark». В настоящий момент действуют два офиса на территории России (Москва, Нижний Новгород), а также офис в Украине (Киев). Группа ведет свою деятельность с 2000 года.