Сегодня компания Ernst & Young совместно с московским Институтом исследования быстроразвивающихся рынков Сколково запустила свой Индекс мягкой силы быстрорастущих рынков (Rapid Growth Market Soft Power Index), который показывает, что страны с выраженными показателями "мягкой силы" привлекают значительно больше прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
По сути, мягкую силу можно определить как способность формировать предпочтения других благодаря наличию таких нематериальных активов, как привлекательная индивидуальность, культура, политические ценности и институты и стратегии, которые расцениваются как легитимные или обладающие моральным авторитетом. Индекс мягкой силы быстрорастущих рынков рассчитывается по трем критериям: целостность (integrity), глобальная интеграция и имидж.
Хотя из года в год и происходят изменения в рэнкингах, абсолютные изменения бывают невелики, демонстрируя, что обычно ярковыраженные признаки силы приобретаются или теряются в течение многих лет.
Алексис Карклинс-Маршей (Alexis Karklins-Marchay), соруководитель Центра развивающихся рынков Ernst & Young, говорит: "Ряд трендов последнего времени превратили развертывание и использования мягкой силы в важнейший фактор, и неудивительно, что страны БРИК доминируют в этом индексе. Во-первых, быстрый рост развивающихся рыночных экономик в последнее время и, во-вторых, проявление мягкой силы стали жизненно необходимы в борьбе стран за привлечение прямых иностранных инвестиций.
Мягкая сила получает все более широкое распространение и рассматривается теперь как важный и разносторонний показатель национальной мощи. Кроме того, мягкая сила играет важную роль в становлении и укреплении бренда страны".
Быстрорастущие рынки в сравнении с G7
Мягкая сила для каждой из стран G7 была скалькулирована с использованием идентичных показателей и величин, применяемых к быстрорастущим рынкам. США доминировали в индексе со значительным отрывом почти в 40 пунктов от Франции, которая заняла второе место и за которой следуют Германия и Великобритания. Страны G7 занимают значительно более высокое положение, чем развивающиеся рынки, хотя разрыв становится меньше, если проводить сравнение с Японией и Италией.
Карклинс-Маршей делает вывод, что "Нынешние экономические и политические условия изменчивы. Если упадок Запада будет происходить быстрее ожиданий, а не медленно и относительно, то тогда сдвиг в сторону развивающегося мира в том, что касается мягкой силы, может происходить быстрее, чем кто-либо предполагал".
Согласно индексу, Китай лидирует среди развивающихся рыночных экономик. За ним вплотную идут Индия, Россия и Бразилия, и Турция. На экономики развивающейся Восточной Европы приходится наибольшее число мест (10 стран) в топ-двадцатке. В то же время Центральная и Южная Америка вместе имеют только пять мест. Африка представлена лишь одной страной, ЮАР, которая занимает седьмое место.