Исследование Edelman Trust Barometer 2012 показало, что доверие к представителям власти и руководителям компаний никогда еще не было таким низким.
Вина за финансовый и политический хаос в 2011 году легла на плечи властей, так как доверие к этому институту упало на рекордные 9 пунктов и составил 43% во всем мире (по данным исследования 2012 Edelman Trust Barometer). В 17 из 25 стран, где проходило исследование, действиям властей доверяет меньше половины населения. В 12 странах власть уступает бизнесу, средствам информации и негосударственным организациям, как институту, которому доверяют меньше всего. Во Франции, Испании, Бразилии, Китае, России и Японии, а также еще 6 странах доверие к власти упало больше, чем на 10 пунктов. Представителям власти как спикерам сейчас доверяют менее всего. Лишь 29% считают их достойными доверия. Около половины общего населения – впервые исследование затронуло эту многочисленную группу – утверждают, что не верят в то, что правительственные лидеры говорят правду.
“Бизнес сейчас на большем доверии у населения, чем власть, и именно он найдет выход из кризиса доверия", – говорит Ричард Эдельман, президент и Генеральный Директор компании Edelman. “Но равновесие должно измениться так, чтобы бизнес стал как силой во благо, так и источником прибыли”.
Хотя бизнес претерпел меньшее и не столь резкое снижение уровня доверия к себе, на его пути тоже стоят свои препятствия. Доверие к бизнесу во всем мире упало с 56 до 53%, а в таких странах, как Франция и Германия, которые очутились в самом центре экономического кризиса в Еврозоне, падение доверия измеряется двузначными цифрами. Нехватка доверия к бизнесу распространилась и на Южную Корею, где снижение доверия составило 15 пунктов. Китай стал единственной страной, где доверие к бизнесу выросло с 61 до 71%.
Уровень доверия к руководителям компаний снизился на 12 пунктов и составил 38%. Это рекордное падение за последние 9 лет. В Южной Корее и Японии он упал на 34 и 43 пункта соответственно.
В такой-вот ситуации падения доверия "таким же, как я" снова вошел в тройку "ораторов", которым доверяют больше всего. Уровень доверия к нему вырос на рекордное количество пунктов с 2004 года. "Таким же, как я" обогнали лишь ученые и специалисты. Обычные работники тоже подскочили в рейтинге. С конца списка они переместились на четвертое место, добавив к уровню доверия рекордные 16 пунктов. Сайты социальных сетей, микроблогов и информационного обмена превзошли все ожидания – уровень доверия к ним, как к наиболее правдивым источникам информации о компании, вырос на 88, 86 и 75% соответственно.
“Это еще одно доказательство рассеивания авторитета,” – говорит г-н Эдельман. “Умный предприниматель сначала будет говорить с работниками, так как население сейчас больше доверяет друг другу, чем официальным институтам”.
Исследование 2012 Trust Barometer выявило, что факторы, отвечающие за формирование сегодняшнего уровня доверия, не так важны, как те, которые будут формировать доверие в будущем. Стойкий финансовый доход, инновационные продукты и уважаемое всеми руководство являются первостепенными факторами, на которых основывается уровень доверия сегодня. Однако, прислушиваться к отзывам потребителей и ставить потребителей выше доходов – куда более важно, если хочешь сформировать доверие к себе в будущем.
“Наш анализ показывает, что производственных факторов, формирующих доверие к бизнесу сегодня, недостаточно, чтобы увеличить доверие к нему в будущем", – утверждает Нил Флигер, президент компании Strategy One – исследовательская компания Edelman. “Дальнейшие действия требуют большей ориентации на общественные проблемы и проблемы сотрудников”.
Несмотря на то, что бизнесу доверяют намного больше, чем власти, 49% респондентов во всем мире считают, что власть недостаточно регулирует бизнес. Около 1/3 хотят, чтобы правительство защитило их от безответственной деловой практики, а 1/4 хочет регулирования, которое обеспечит ответственное поведение компаний. "Вмешательство, которого люди ждут от правительства, состоит в изменениях, которые бизнес может активизировать и воплотить самостоятельно", - говорит г-н Эдельман.
Банки и финансовые фирмы снова теряют доверие. Они заняли 2 последних места в рейтинге во Франции, Испании, Бразилии, Японии и Южной Корее, где был зарегистрирован самый большой уровень падения. Технологии остаются источником, которому доверяют больше всего во всем мире.
Средства информации – единственный институт, доверие к которому выросло и поднялось на целых 50%. Скачки уровня доверия в отдельных регионах составили 20 пунктов (Индия), 18 пунктов (США), 15 пунктов (Великобритания) и 12 пунктов (Италия).
“Так как медиа-среда определяет размерность и предлагает все больше опций, ей начинают оказывать все большее доверие”, - говорит Алан Вандермолен, Президент и генеральный директор подразделения Edelman по глобальным практикам и междисциплинарному бизнесу, исследованиям и консалтингу. "СМИ также проделали отличную работу в этом ушедшем году, осветив финансовые проблему в Евросоюзе".
В Японии, где в марте прошлого года произошло землетрясение, а потом и ядерная катастрофа, доверие сильно упало к трем из четырех институтов, в том числе к власти (на 26 пунктов), средствам информации (на 12 пунктов) и негосударственным организациям (на 21 пункт). Это падение доверия распространилось и на 5 отраслей, в т.ч. на энергетический сектор (на 46 пунктов), СМИ (на 21 пункт), банки (на 20 пунктов) и финансовые компании (на 17 пунктов).
“Непрочность доверия никогда не была такой явной, как за минувший год в Японии, где недостаток лидерских качеств власти и непрозрачность местных коммунальных служб помогли выявить огромные недостатки административно-управленческого подхода к коммуникациям", - поясняет г-н Эдельман.